
Проблемы стабилизации банков в условиях современного финансового кризиса
Кризисные явления, наблюдаемые в банковской сфере в последние годы, показали наличие системных противоречий и диспропорций и существенные недостатки регулятивных механизмов в банковской сфере.
Глобализация экономики создает иллюзию возможности вынесения проблем национальной экономики за ее пределы и решения за счет других субъектов рынка. Перегрев американской экономики начала 2000-х годов требовал адекватных регулятивных мер со стороны Федеральной резервной системы. Однако вместо стандартных мер антициклической регулирования руководство ФРС приняло решение о поддержке национальной экономики путем снижения курса американского доллара. В конце 2008 г.. Алан Гринспен признал ошибочность данной стратегии.
Избыток ликвидности в финансовом секторе был направлен на спекулятивные рынки, что повлекло появление ряда “пузырей”
В частности на ипотечном рынке. Меры государственного регулирования в этом случае должны были иметь превентивный характер, однако они на шаг отставали от реальных событий.
Итак, к причинам дестабилизации банковского сектора в современных условиях следует отнести:
– общее ухудшение макроэкономических показателей, значительно ухудшило финансовое состояние заемщиков банков;
– обвал спекулятивных рынков, который вызвал массовый не возврат кредитов и обесценивание обеспечения по большим количеством займов;
– накопления проблемной задолженности банков;
-кризис ликвидности в системообразующих банках, стала значительным информационным поводом и причиной “кризисные ожидания” клиентов банков;
– неэффективные действия госрегуляторов.
Банковский кризис 90-х годов в Японии свидетельствует о том, что кризисные явления могут быть вызваны значительным обесценением активов банков и / или ростом проблемной задолженности. Перегрев экономики и фондового рынка вызвал падение курса корпоративных ценных бумаг, которые должны значительный удельный вес в структуре активов японских банков (спецификой этой страны является значительное сращивания банковского и промышленного капиталов). Специалисты назвали это крахом экономики “мыльного пузыря”. По второму сценарию формировалась кризисная ситуация в банковской сфере в течение последнего десятилетия в развитых странах. Ипотечный кризис оказал значительную долю кредитных портфелей банков проблемными. Особенно ярко это проявилось в американском банковском секторе, где в 2009 году. Обанкротилось 279 банков.
В странах с низким уровнем развития финансовых рынков к этим причинам добавились:
– резкое снижение курса валюты, в которой значительная часть вкладчиков держит депозиты;
– значительная долларизация экономики;
– критический рост государственного долга и сокращение резервов центрального банка;
– слишком быстрый рост объемов банковской деятельности, обычно сопровождается избыточными рисками;
– чрезмерная политизация банковской деятельности, в том числе назначение руководства центрального банка по политическому признаку;
– значительная зависимость от процессов на мировых финансовых рынках, в том числе значительное влияние иностранного банковского капитала на отечественную банковскую систему и др.
В работе любой системы могут быть отклонения, вызванные воздействием внешних и внутренних факторов. Система считается стабильной, если она может самостоятельно устранять отклонения и восстанавливать прежнее состояние. Современные банковские системы не продемонстрировали способность к самовосстановлению. Регулятивное воздействие государства происходило на уровне правительств, возможностей центральных банков было недостаточно.
Банковские кризисы могут возникать на разных уровнях: на микроуровне, макроуровне и мегауровне. В современных условиях наблюдалась дестабилизация банковской деятельности на всех этих уровнях. С учетом этого должна формироваться система антикризисного управления деятельностью на микро-, макро- и мегауровне.
Последствия банковских кризисов на поверхности проявляются в количестве обанкротившихся банков, потере доверия клиентов к банкам и оттока ресурсов из банковской системы, в свою очередь провоцирует замедление экономического роста, снижение показателей монетизации экономики и тому подобное. По данным МВФ, в результате банковского кризиса страна ежегодно теряет около 10% ВВП.
Глобализация финансовых рынков требовала согласованных действий национальных регуляторов для преодоления кризисных явлений
Уже в 2008 году. Центральные банки развитых стран применили согласованное снижение процентных ставок с целью стимулирования экономики и преодоления рецессии. В 2010 г. В рамках еврозоны был создан специальный орган финансового контроля – Совет системных рисков, которая будет действовать под эгидой ЕЦБ.
С целью повышения устойчивости банков Базельским комитетом были пересмотрены рекомендации по капитализации банков и банковских рисков. Согласно Базеля 3 увеличено требования к регулятивного капитала до 10,5%. Национальные банковские регуляторы начинают имплементацию новых требований. Например, в Швейцарии по двух крупнейших банков – UBS и Credit Suisse эти требования повышены до 19%.
ЦБ также повысил требования к регулятивного капитала банков. Однако такое существенное увеличение требований (с 120 до 500 млн.) Приведет к дальнейшему росту доли иностранного капитала в отечественной банковской системе. В краткосрочном плане это будет способствовать стабилизации национальной банковской системы, однако в долгосрочной перспективе это приведет к появлению дополнительных факторов риска дестабилизации банковской отрасли.
Барьеры на пути возникновения банковских кризисов формируются как на микроуровне, так и на уровне отдельного государства на международном уровне
Для обеспечения стабильной банковской деятельности важное значение имеет не только эффективный банковский менеджмент, но и система государственной поддержки банков, имеющих финансовые трудности. Ведь последствия банковских кризисов зависят не только от их глубины, но и от эффективности антикризисного управления. В свою очередь возможности антикризисного менеджмента определяются квалификацией и мотивированностью управленцев, глубиной кризисных явлений, зависят от рыночной позиции банка и запаса его жизнеспособности, общеэкономической ситуации и влияния политических и правовых факторов.
Итак, система банковского регулирования должна строиться с учетом уроков современного финансового кризиса. Регулятивные действия в ситуации должны иметь взвешенный характер и не сводиться только к рефинансированию проблемных банков. Ослабление банковского надзора возможно лишь в условиях стабильности, медленного роста банковской системы. В случае быстрого наращивания банковских активов контроль должен быть более жестким.
Страхование банковских депозитов должно иметь ограниченный, экономически обоснованный характер, в случае банкротства банка вкладчики должны терять часть своих средств. Это должно стимулировать их осмотрительность при выборе банковского учреждения и позволит сосредоточить банковские ресурсы в основном надежных банках.
Доверие к банкам должна иметь более глубокое основание, чем страхование депозитов
Информационная открытость банков и банковских систем будет способствовать росту доверия и формированию их имиджа, является залогом стабильной деятельности.
Необходимо ограничивать количество корпоративных ценных бумаг в инвестиционных портфелях банков, особенно учредителей, поскольку они не только несут повышенный риск, но и позволяют скрывать некоторые проблемы банковских учреждений.
В условиях глобализации финансовых рынков стабильности национальных банковских систем будут способствовать процессы консолидации банковского капитала. Однако государство должно контролировать движение иностранного капитала на национальные рынки.
Оставить комментарий